Главное меню сайта

Бизнес-новости

При поддержке бизнес идеи
  • 01Янв
     
  • Эту аббревиатуру, наверняка встречал любой, кто хоть раз интересовался бизнес-аналитикой, бизнес-процессами или эффективностью их приложений. А также те, кому начисляли зарплату и премии с использованием этих показателей. Скоро заинтересуетесь, видимо, и Вы, если это еще не актуально.
    KPI (Key Performance Indicator, Ключевой Показатель Эффективности) или величина, характеризующая эффективность бизнес-процесса. Она показывает, как далеко от цели находится анализируемый процесс. Как правило, это число, хотя возможна и качественная мера для этого показателя.
    Обычно KPI рассчитывается как процент, среднее, удельная величина и т.д. «Все познается в сравнении». Например, для дизайна сайта Интернет-магазина (ставим цель дизайна: сделать удобным осуществление покупок на сайте), KPI дизайна сайта определяется конверсией посещений в заказы. В частности, если за день на сайте было 1000 посещений и было сделано 20 заказов, то конверсия на сайте равна 2,0%. Чем больше эта величина (чем больше соответствующий KPI), тем, разумеется, лучше.


    Цели, KPI процесса зависят в первую очередь от выбранной стратегии, реализующих её сотрудников, включая и менеджмент.
    Бизнес-стратегий – множество. Но общих моделей, различных типов — три: «лидерство по издержкам», «дифференциация» и «концентрация». Переформулирую — «для успеха в бизнесе, нужно или снижать стоимость предлагаемого, или предлагать то, чего нет у других, или повышать качество предлагаемого».






    Для контроля достижения целей и были разработаны KPI. Особенно эффективны они для оплаты работы сотрудников – как премий, бонусов, так и её основной, базовой части.
    Например, показатель «Участие в проектах» может быть бинарным: 0 – при занятости сотрудника менее 75% в отчетном периоде и 1, – если более или равно 75%; показатель «Развитие проекта» может быть равен процентам от прибылей с заключенных договоров; показатель «Аттестация» — интегральный показатель, куда руководитель может включать различные составляющие – оценку компетентности, знание технологии, успешность командной работы, отсутствие жалоб со стороны клиента, вплоть до эфемерного «креативность» и т.п.
    Тогда расчет «бонусной» части премии сотрудника может осуществляться по формулам (понимаем и условность, и простоту этих формул, но это лишь иллюстративный пример!):
    «Бонус» = «Оклад» * «Аттестация»;
    «Премия» = «Бонус» * «Участие в проектах» * «Развитие проекта».
    Очень популярен KPI «Удовлетворенность своей работой» для оценки персонала. Часто и эффективно используемый метод определения этого показателя – опросный, с последующим анализом и обработкой результатов опроса. Как правило, учитываемые факторы этого показателя – взвешенные, имеющие весовые баллы. Например, фактор «оклад» может иметь в группе из 10 факторов важность с весом 0,6, а фактор «социальный пакет» — лишь 0,06.






    Компаниям, внедряющим у себя KPI, необходимо тщательно обдумать и сформулировать такие показатели их атрибуты, так как некачественная система KPI может стать причиной корпоративных недомолвок и неурядиц. Причиной не мотивации, а демотивации.
    Требования (правила) к иерархическому внедрению системы показателей:
    • генеральный директор (директорат) определяет стратегическую цель компании и цели внедрения KPI;
    • для каждого бизнес-направления (производство, продажа, закупка, финансы, логистика и т.д.) формулируются цели, поддерживающие стратегическую цель;
    • для каждого бизнес-процесса любого направления выбирается свой набор показателей, поддерживающий и оценивающий цели бизнес-направлений;
    • число KPI по каждому бизнес-процессу должно быть минимально достаточным;
    • для каждого показателя KPI каждый сотрудник выясняет для себя, как этот показатель может повлиять на его зарплату или премию (определение мотивации);
    • определяются критерии и процедуры контроля KPI.
    Система KPI должна быть именно системой, преследовать системные цели повышения эффективности, поддерживать стратегическую цель компании – прибыль. Иначе она окажется бесполезной «игрушкой».
    Разумеется, для компании необходима автоматизация KPI. Пример эффективной ИТ-системы для автоматизации — BPM-системы (Business Performance Management), обеспечивающие полный цикл хранения, обработки и предоставления информации по всей системе KPI.
    В последнее время широко используются системы бизнес-анализа или BI-системы (Business Intelligent). Это высокоинтеллектуальные системы, позволяющие осуществлять прогноз динамики показателей, KPI, поддерживать принятие наиболее оптимальных (или хотя бы рациональных) управленческих решений.
    Как известно, принятие таких решений предполагает использование управленческой информации – в громадном объёме. Управленческие ключевые показатели должны помочь компании обойти себе подобных.
    Использование KPI ставит ряд актуальных вопросов. Каков типовой набор KPI для отраслей и должностей, если он существует вообще? Какие из них — ключевые? Какова обратная связь KPI и отдельных структурных подразделений (сотрудников)?
    На каждый из этих вопросов можно дать ответ лишь с учетом стратегических и тактических целей и ресурсов компании. Индивидуально. Успехов в эффективной работе!







Оставьте ваш отзыв или пожелание

 

Внимание: Все комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.

© 2010 Sv-Company.
All Rights Reserved Использование материалов возможно только при использовании прямой ссылки на наш сайт